Коррекционная работа с детьми третьего года жизни

Ранняя коррекция недостатков развития ребенка становится все более актуальной проблемой специальной педагогики. Это объясняется прежде всего тем, что следующие периоды жизни ребенка охвачены коррекционной работой в условиях специального детского сада и школы, а период от рождения до 3 лет остается в ведении медицинских работников и родителей.

Медиков интересует прежде всего здоровье детей, а не их сенсорное, умственное, речевое и эмоциональное развитие. А молодые родители, к великому сожалению, педагогически неграмотны, не знают, как и чем нужно заниматься с детьми, а зачастую и не видят отклонений в развитии ребенка.

Проблема ранней коррекции психофизического развития стоит так остро еще и потому, что во всех странах число новорожденных детей с недостатками развития неуклонно увеличивается.

Вызывает необходимость в ранней коррекционной работе и задержка психического развития, обусловленная соматическими заболеваниями детей в раннем возрасте, которые задерживают миэлинизацию нервных волокон и вызывают отставание в формировании функций различных отделов головного мозга. В коррекционной работе необходимо учитывать и использовать сензитивные периоды в развитии различных функций, то есть периоды, когда данная функция наиболее чувствительна к внешним воздействиям и особенно бурно развивается под их влиянием.

В своей знаменитой книге "Метод научной педагогики, применяемой к детскому воспитанию в домах ребенка" Мария Монтессори отмечает, что начиная развивать какую-либо функциональную систему ребенка с опозданием, то есть частично или полностью упустив сензитивный период, мы рискуем вообще никогда не добиться того уровня ее развития, который может быть достигнут при условии своевременной работы. Упущение этих периодов может закрепить нарушения развития, преодолеть которые в более позднем возрасте очень трудно, а порой и невозможно.

Все вышеперечисленное в равной степени относится и к функции речи. Если на ранних этапах у детей отмечается отставание в развитии речи, то чаще всего в возрасте 5-6 лет они попадают в логопедические группы, но в этих случаях детям просто не хватает времени для полноценной реабилитации.

В настоящее время уже никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми, отстающими в развитии речи, надо начинать в раннем возрасте. Следует также учитывать, что для развития речи сензитивным оказывается возраст от 1,5 до 3-х лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.

У многих детей  наблюдается задержка психического развития. Почти у каждого ребенка значительные нарушения моторики. Большая часть детей трудна в поведении: некоторые дети - гиперподвижны, иные - инертны, насторожены, негативны, часто не контактны. По развитию речи детей поставлены следующие задачи:

  • развитие понимания речи;
  • вызывание и поддержка любой речевой активности;
  • развитие подражательной деятельности (общей речевой);
  • развитие активного словаря и формирование короткой фразы из 2-3 слов.

Залог успеха речевого развития ребенка во многом зависит от планомерной активности родителей.